1. Текст повторяет форму
Заполняет, обводит или зеркалит ее:
Джон Грей (Jon Gray). Обложка книги «Жутко громко и запредельно близко», 2005

Электронный журнал Everyday Food. Издательство Марты Стюарт, август 2012
Цветок и лист рифмуются с темой номера и штрих-кодом:

Обложка журнала «Курс дела». Дизайн автора, сентябрь 2011
2. Текст ссылается на форму
Подписи можно сверстать по модулю: собрать в блок и отделить от изображений:
Каталог «Интерьер без границ». Дизайн автора, 2011
А можно по форме, то есть поставить рядом с теми изображениями, к которым они относятся. Так труднее для дизайнера, но легче для читателя:

Каталог «Интерьер без границ». Дизайн автора, 2011

Электронный каталог «Икеи», 2014

Каталогуса-2015. Студия Артемия Лебедева

Эдвард Тафти переверстывает подписи к иллюстрации
По форме верстают карты, планы и схемы. У текста нет и не может быть других ориентиров, кроме объектов на самой карте. Близость подписей к объектам важнее, чем выравнивание по условным направляющим:

Фрагмент карты Нью-Йорка
Подписи на карте — один из немногих случаев, когда оправдана выключка по правому краю: она усиливает связь между текстом и объектом и помогает избежать возможные разночтения:

Фрагмент схемы Лондонского метро
Карта без карты:

Текстовая карта Южной Америки, 1935

Юрий Гордон. Фрагмент поэтической карты Петербурга, 2014
3. Текст создает форму (но не прямоугольник)
Хрестоматийный пример — стихотворение из «Алисы в стране чудес», набранное в форме мышиного хвоста:
Сюда же относятся привычные для старопечатных книг косынки на концевых полосах:

Разворот книги Галилео Галилея Le Operazioni del Compasso Geometrico et Militare. Венеция, 1606
Современные примеры:

Боб Ноорда (Bob Noorda). Реклама Pirelli, 1959

Шин Докхо (Shin Dokho). Плакат Translate into Mother Tongue, 2013
В отличие от «кирпичной» модульной верстки, верстка по форме изобразительна и пластична. Если можно так выразиться, это «верстка без посредников»: от формы к тексту — минуя сетку.
На плакате Розмари Тисси колонка текста, грациозно огибающая желтый круг, знаменует переход от сетки к форме и от модернизма к постмодернизму:

Следуйте форме!
