Неоклассицизм в архитектуре Челябинска
Управление ЮУЖД на пл. Революции (1942, архитектор Б. С. Помпеев).

П. А. Володин в книге «Челябинск» (серия «Архитектура городов СССР», 1950) пишет: «В поисках художественного единства центрального ансамбля площади Революции, вероятно, потребуется реконструировать дом управления железной дороги. Этому зданию… был придан на всю его высоту архитектурный ордер. В центре главного фасада имеется восьмиколонный портик, по бокам сделаны крепованные выступы (ризалиты) с полуколоннами того же архитектурного ордера.
Портик и ризалиты, трактованные здесь преимущественно как декоративно-изобразительные средства, находятся в явном противоречии с монотонной метрической решеткой оконных проемов и простенков.
Основанием ордера служат два нижних этажа здания, обработанные под расшивку швов рустами весьма невыразительного трафаретного рисунка. Архитектура дома управления железной дороги с его робко выдвинутым портиком слабо взаимодействует с огромным пространством площади».
Кинотеатр «Родина» (1950, архитектор В. Я. Гофрат).

«Главный фасад оформлен монументальным коринфским портиком с треугольным фронтоном. Крупномасштабные членения портика и его значительная глубина способствуют хорошему восприятию здания с дальнего расстояния. Остальные фасады имеют более сдержанное архитектурное решение, компенсированное богатым декоративным оформлением фриза. Его лепной декор варьирует характерные для советского неоклассицизма орнаментальные мотивы: гирлянда из пышных снопов колосьев, перевитых лентами, дополнена изображениями звезд Победы и дисками с эмблемами искусств… Монументальность и торжественность здания приближают его по образной характеристике к театральному, что характерно для советской архитектуры 50-х годов».
Жилой дом по ул. Салютной, 32 с магазином «Башня» (1952, архитектор Ф. Л. Серебровский).

Жилой дом по пр. Ленина, 53 (1953, архитектор А. Кладовщиков).

Театр оперы и балета (1936–1955, архитектор Н. Куренной).

«Обладает ясной и цельной объемно-пространственной композицией, где доминирующая роль принадлежит главному фасаду. Торжественный 8-колонный портик, поднятый рядами ступеней, завершен фронтоном, тимпан которого декорирован 5-метровым барельефом с изображением герба СССР, знамен, атрибутов искусства. Фронтон увенчан аллегорическими скульптурами… Ампирные формы внешнего и внутреннего убранства создают величественный образ, созвучный эпохе его создания».

Управление «Челябэнерго» на пл. Революции (1953–1955, архитекторы Ф. Л. Серебровский, К. Д. Евтеев).

Публичная библиотека (1956, архитекторы Б. В. Петров, М. П. Мочалова).

«Здание симметричное, в классическом стиле. Главный фасад украшен порталом и 8-колонным портиком. Наружные стены из розового шершневского гранита. Все лепные работы выполнены по авторским шаблонам».

Описания зданий (курсивом в кавычках) из энциклопедии «Челябинск», если не указано иное.

П. А. Володин в книге «Челябинск» (серия «Архитектура городов СССР», 1950) пишет: «В поисках художественного единства центрального ансамбля площади Революции, вероятно, потребуется реконструировать дом управления железной дороги. Этому зданию… был придан на всю его высоту архитектурный ордер. В центре главного фасада имеется восьмиколонный портик, по бокам сделаны крепованные выступы (ризалиты) с полуколоннами того же архитектурного ордера.
Портик и ризалиты, трактованные здесь преимущественно как декоративно-изобразительные средства, находятся в явном противоречии с монотонной метрической решеткой оконных проемов и простенков.
Основанием ордера служат два нижних этажа здания, обработанные под расшивку швов рустами весьма невыразительного трафаретного рисунка. Архитектура дома управления железной дороги с его робко выдвинутым портиком слабо взаимодействует с огромным пространством площади».
Кинотеатр «Родина» (1950, архитектор В. Я. Гофрат).

«Главный фасад оформлен монументальным коринфским портиком с треугольным фронтоном. Крупномасштабные членения портика и его значительная глубина способствуют хорошему восприятию здания с дальнего расстояния. Остальные фасады имеют более сдержанное архитектурное решение, компенсированное богатым декоративным оформлением фриза. Его лепной декор варьирует характерные для советского неоклассицизма орнаментальные мотивы: гирлянда из пышных снопов колосьев, перевитых лентами, дополнена изображениями звезд Победы и дисками с эмблемами искусств… Монументальность и торжественность здания приближают его по образной характеристике к театральному, что характерно для советской архитектуры 50-х годов».
Жилой дом по ул. Салютной, 32 с магазином «Башня» (1952, архитектор Ф. Л. Серебровский).

Жилой дом по пр. Ленина, 53 (1953, архитектор А. Кладовщиков).

Театр оперы и балета (1936–1955, архитектор Н. Куренной).

«Обладает ясной и цельной объемно-пространственной композицией, где доминирующая роль принадлежит главному фасаду. Торжественный 8-колонный портик, поднятый рядами ступеней, завершен фронтоном, тимпан которого декорирован 5-метровым барельефом с изображением герба СССР, знамен, атрибутов искусства. Фронтон увенчан аллегорическими скульптурами… Ампирные формы внешнего и внутреннего убранства создают величественный образ, созвучный эпохе его создания».

Управление «Челябэнерго» на пл. Революции (1953–1955, архитекторы Ф. Л. Серебровский, К. Д. Евтеев).

Публичная библиотека (1956, архитекторы Б. В. Петров, М. П. Мочалова).

«Здание симметричное, в классическом стиле. Главный фасад украшен порталом и 8-колонным портиком. Наружные стены из розового шершневского гранита. Все лепные работы выполнены по авторским шаблонам».

Описания зданий (курсивом в кавычках) из энциклопедии «Челябинск», если не указано иное.