?

Log in

No account? Create an account

nobelfaik


Блог Игоря Штанга

light gray is the new white, dark gray is the new black


Previous Entry Поделиться Пометить Next Entry
О разрядке прописных
nobelfaik
Начнем с того, почему прописные нужно разрежать. Наберем слово без разрядки:
Разрядка прописных. Антиква


Общий тон надписи получился неоднородным, потому что белое пространство между буквами везде разное. Б и Е образуют темный участок, вокруг О, Ф и А свободно:
Разрядка прописных. Антиква


Неодинаково и белое внутри букв:
Разрядка прописных. Антиква


Чтобы нейтрализовать эту разницу, отодвинем буквы друг от друга. Антиквенный шрифт можно разрежать сколь угодно сильно, но до тех пор, пока слово не начнет распадаться:
Разрядка прописных. Антиква


Заменим антикву на гуманистический гротеск, близкий по насыщенности и форме знаков. Расстояние между буквами осталось прежним, но исчезли засечки:
Разрядка прописных. Гуманистический гротеск


Поэтому надпись хочется немного поджать:
Разрядка прописных. Гуманистический гротеск


Пойдем дальше и заменим гуманистический гротеск на старый и выберем жирное начертание. За счет увеличения насыщенности внутрибуквенные просветы стали меньше. Белое между буквами кажется слишком большим (по сравнению с белым внутри букв):
Разрядка прописных. Жирный гротеск


Подожмем еще:
Разрядка прописных. Жирный гротеск


Заменим нормальное начертание на узкое:
Разрядка прописных. Жирный узкий гротеск


Просветы внутри букв стали еще меньше, соответственно уменьшаем и разрядку:
Разрядка прописных. Жирный узкий гротеск


В сравнении:
Разрядка прописных. Антиква и жирный узкий гротеск


Из вышесказанного следует, что межбуквенное пространство должно соотноситься с внутрибуквенным. Именно соотноситься, а не быть равным.

При этом никто не запрещает разредить жирный узкий гротеск так же сильно, как антикву. Разница в том, что антиква при большой разрядке смотрится цельно, а жирный узкий гротеск распадается на отдельные буквы. Прищурьтесь:
Разрядка прописных. Антиква и жирный узкий гротеск

По теме: Женя Арутюнов о том, когда можно отказаться от разрядки прописных

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Тире или буллит

    В эфире рубрика ???. Мария спрашивает: Какие маркеры ставить в списках на русском языке: тире или буллиты? Вопрос непростой, поэтому начну…

  • Картинка без модуля

    Продолжаю серию статей про неудачные приемы верстки. Сегодня о том, как не надо ставить иллюстрации. (Прошлые выпуски собрал под одним тегом.)…

  • Швейцарские плакаты по-русски

    Недавно я опубликовал заметку под названием « Кириллица и латиница». Главная мысль такая: Несовершенство кириллического алфавита не…



  • 1
а надо комментировать7 Вы написали, что разряженный гротекск распадается на буквы. Но это не правда, хотя бы потому, что в узком архитектурном шрифте межбуквенное расстояние равно высоте буквы. Здесь же из-за жирности шрифта я увеличил расстояние еще и получился более цельный логотип.

А где можно почитать про архитектурный шрифт?

Например, в методичке Московского архитектурного института
http://www.marhi.ru/open/pregrad/plot/l_05.pdf

правда там дается расстояние 2-3 ширины. но нас учили делать равной высоте. Не знаю почему такое расхождени6 наверное 2-3 ширины для текста, а длинна для заголовков.

Edited at 2014-02-25 12:29 (UTC)

Спасибо! Интересный материал.

В вашей методичке больше математики, чем эстетики :-) Я считаю, что любое правило в дизайне, каким бы логичным оно ни казалось, следует проверять глазами.

Но даже несмотря на это, надпись из методички (Архитектурный узкий шрифт) выглядит однородной (равномерно серой), если, конечно, закрыть глаза на непропорциональные межсловные и межстрочные пробелы. В отличие от примера с жирным узким гротеском, где буквы смотрятся черными пятнами на белом фоне.
http://ic.pics.livejournal.com/nobelfaik/13371134/161643/161643_original.png

Кроме того, у архитектуры, естественно, есть свои требования к типографике. Я старался объяснить общий принцип.

  • 1