Игорь Штанг (nobelfaik) wrote,
Игорь Штанг
nobelfaik

Эра пошлости, или Диктатура искусителя

Классицисты, к примеру, считали готику «пошлой», а романтики, воспевая готику, считали «пошлыми» классицистов. «Сталинский соц-арт» уже сейчас выходит из постсоветской «фазы пошлости» и начинает восприниматься как «большой стиль». Эйфелева башня, некогда апофеоз и квинтэссенция пошлости (Мопассан, как известно, видеть ее не мог и именно, чтобы не видеть, обедал в ресторане на самой Эйфелевой башне), теперь воспринимается как шедевр архитектуры.

Сатирик-юморист, выступая посредником между «смешным», смехом как таковым, и потребителем, хочет насмешить, т. е. создает бренд смешного. И здесь один шаг до пошлости: он начинает старательно воспроизводить «модели смешного»: каламбуры, гротески. И получается «Аншлаг», чем-то похожий на ад у Данте: там, в дантовском аду, как известно, есть все атрибуты смеха, вся смеховая поэтика, но ад не только не смешон, он по-настоящему страшен, т. е. демонически пошл. Старательно острящие сатирики — те же грешники, корчащиеся на адских сковородках. Если и существует реальный ад, то он — царство пошлости.

Владимир Елистратов, http://magazines.russ.ru/october/2011/5/el11.html
Tags: цитата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments