Игорь Штанг (nobelfaik) wrote,
Игорь Штанг
nobelfaik

Category:

Выключка по правому краю

Это завершающая статья про выключку. Поговорим о правом флаге — самом редком и самом спорном виде выравнивания.

Сначала об очевидном. Правая выключка неестественна для нашей письменности и читать ее сложнее. Глазу трудно находить следующую строку, потому что она всегда начинается с произвольного отступа.

Зачем же тогда ее используют? Как ни странно, но чаще всего абсолютно низачем, просто потому что есть такая кнопка в редакторе. Случаев, когда правая выключка бывает уместна, не так уж много. Давайте разберемся, для каких целей она подходит, а для каких не очень. У меня получилось четыре пункта.

1. Выровнять правый край макета

Эта цель самая странная. Новичкам иногда кажется, что блок текста должен наглухо закрывать правую сторону макета, то есть быть абсолютно ровным с правой стороны. Никакого смысла в этом приеме нет: и макет красивее не становится, и удобочитаемость падает.

Здесь верхний текст нужно выключить по левому краю и на этом успокоиться:




То же самое с колонкой чисел:




Два рваных края смотрят друг на друга и образуют бесформенную дыру посередине:




Исправляем:



2. Показать связь текста с элементом справа

В интерфейсных формах подписи иногда выключают вправо, чтобы они были ближе к полям и контролам:


Вконтакте


В таблицах так же связывают боковик с данными:




Связь между колонками становится заметнее, но внешний вид текста из-за этого портится. В большинстве случаев достаточно просто не отодвигать первую колонку слишком далеко от остальных:




Если мешают длинные строчки, это можно исправить. Например:

Уменьшить ширину колонки. Выступающий текст разобьется на несколько строк:




Сократить текст. В отдельных случаях могут понадобиться сноски:




Добавить линейки, отточия или другие связующие элементы. Они частично скроют дыры после коротких строк. Прием подходит для динамических данных, когда форму текста нельзя контролировать:




Другое дело — карты и схемы, здесь правая выключка бывает необходима. В компактной верстке выравнивание часто остается единственным способом связать подпись с объектом:


Илья Бирман. Фрагмент схемы московского метро. 2016


По правому краю принято выравнивать первую колонку в титрах и вообще в любых списках с именами. Это традиционное решение, тут ничего не скажешь:


Йозеф Мюллер-Брокманн. Фрагмент концертного плаката. 1953


С помощью выключки можно обозначить связь подписи с иллюстрацией, прием достаточно редкий:


Страница из книги «Фрески Ярославля». Дизайнер Николай Калинин. 1969

3. Передать симметричную структуру

Иногда сама информация подталкивает к симметричной верстке, к сочетанию правой и левой выключки. Например, так показывают игровой счет:


sport24.ru


Или оформляют листалки в интерфейсах:




Правый флаг здесь действительно оправдан, но не обязателен. Даже симметричную структуру можно передать несимметрично:



4. Сделать нестандартно

Иногда спрашивают: если правая выключка не очень, почему тогда она есть на образцово-показательных швейцарских плакатах? Отвечаю. Во-первых, не стоит принимать каждый швейцарский плакат за эталон. Во-вторых, правый флаг там встречается довольно редко. В-третьих, плакаты на то и нужны, чтобы экспериментировать. Это акцидентный набор, никаких правил для него не существует. Вот несколько примеров.

Здесь дизайнер выстраивает текст по ступенькам:


Зигфрид Одерматт. 1981


Тут с помощью выключки рисует невидимый прямоугольник (наверно):


Йозеф Мюллер-Брокманн. 1979


А тут сами придумайте что:


Ганс Нойбург. 1965

А как же числа в таблицах?

Числа в таблицах иногда действительно выключают по правой краю, чтобы они выровнялись по разрядам: единицы встали под единицами, десятки под десятками и т. д. Внешне это может выглядеть как правый флаг, но корректней называть такое выравнивание выключкой по знаку, а именно по запятой. Дело в том, после запятой может быть разное количество знаков, и тогда правый флаг сломает выравнивание:




О выключке по знаку я рассказал в отдельной статье.

Одну строчку можно

И последнее. Нет ничего страшного в том, чтобы поставить справа одну строчку текста, например, подпись, посвящение или эпиграф. Проблема правой выключки — рваный край, но тут его нет:




Когда строчек станет несколько,




аккуратней будет выглядеть левый флаг:



Выводы


  1. Не используйте правую выключку, если четко не понимаете, зачем она вам нужна. Основные виды выравнивания — по левому краю, по центру и по формату — читаются легче и выглядят привычней.

  2. Для правой выключки почти всегда можно найти более нейтральные альтернативы, даже в устоявшихся жанрах.

  3. Правый флаг используют в акциденции, но и здесь он обычно служит какой-то композиционной задаче.

  4. Одна строчка текста может стоять справа, потому что она не создает рваного края.

С любовью, Игорь

Записи по теме
Памятка верстальщика
Выключка по формату
Выключка по левому краю
Выключка по центру
Выключка по правому краю
Выключка по знаку
Tags: афиша, верстка, выключка, знаю как, подпись, статья, таблица, типографика
Subscribe

Posts from This Journal “статья” Tag

  • Как сочетать шрифты, не сочетая шрифты

    Меня часто просят рассказать про сочетания шрифтов, а я никогда не хотел этого делать. И вот почему: 1. На эту тему написано много статей, но они не…

  • Невнятность графического высказывания

    На «Большой переверстке» есть задание, в котором нужно с помощью композиции выразить главную идею макета. Мы переделываем такой банер:…

  • Чем плоха чересполосица

    Чересполосицу часто предлагают как альтернативу линейкам, но альтернатива эта так себе. У нее есть неочевидная проблема: Чересполосица может…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments