nobelfaik


Блог Игоря Штанга

Доктор, мой макет не дышит!


Previous Entry Поделиться Next Entry
Что я думаю об этой вашей висячей пунктуации
nobelfaik
На каждом курсе меня обязательно спрашивают, что я думаю о висячей пунктуации. Кто не знает, речь идет об одноименном параграфе в «Ководстве» Лебедева. Этот вопрос задают так часто, что я решил ответить всем сразу. Многие дизайнеры чувствуют, что с висячей пунктуацией не всё в порядке, но не могут понять, что именно. Давайте разберемся.

Начнем с того, что Лебедев смешивает два приема — оптическое выравнивание и вынос на поле. Когда вы слегка свешиваете дефисы, запятые, точки и прочую мелочь, — это оптическое выравнивание. Так делают, чтобы граница текста казалась ровной:


Другое дело, если вы ставите буллиты или цифры на поле, — это уже полноценный вынос. Он нужен не для выравнивания края, а для того, чтобы обозначить особые части текста. Сразу понятно, перед нами список:


То, что предложил Лебедев для кавычек и скобок, не является ни оптическим выравниванием, ни выносом на поле. Для выравнивания эти знаки слишком тяжелые (хотя нам пытаются внушить обратное), а для выноса они слишком близки к тексту. Такого недосвешивания никогда раньше не применяли:


К счастью, сотрудники компании «Адоби» не читали параграф 120, поэтому в Индизайне свешивание по-настоящему оптическое (Type > Story). Обратите внимание: кавычка выдвинута сильнее, чем скобка (у них разный вес), но не настолько сильно, чтобы сломать границу колонки. На сегодня это оптимальный вариант для сплошного набора:


Еще один важный момент. Само определение «висячая пунктуация» не раскрывает сути явления, ведь компенсировать нужно не только знаки препинания, но и выступающие части букв. Так делали еще задолго до Гутенберга. Каллиграф аккуратно свешивал крышку T и диагональные штрихи A и V:


Miscellanea astronomica, 15 век / Библиотека Ватикана


Сильные выносы в манускриптах тоже использовали, но совершенно для другой цели — выделить начало отрывка или обратить внимание на определенный кусок текста. Поэтому инициалы в рукописях частично или целиком стоят на полях:


Beatus Manuscript, 1180 год / Музей Метрополитен


Вынос цепляет взгляд и подчеркивает структуру — это его главная функция. Проблема лебедевских кавычек и скобок в том, что они цепляют взгляд на ровном месте, там, где выделения быть не должно.

Сравните с примером из Тафти: у него кавычки не торчат в середине текста, а выделяют начало каждого блока. Может показаться, что разница небольшая, но на самом деле она огромная:


Суперобложка книги The Visual Display of Quantitative Information


Интересно, что сама студия давно отказалась от висячей пунктуации в своих книгах и недавно — в новой версии сайта. Искренне надеюсь, что когда-нибудь параграф 120 исчезнет из «Ководства».

Висячая пунктуация

ПС. Из этой истории можно сделать вывод: авторитеты у нас важнее здравого смысла. Лебедев мог написать что угодно, это ведь его «Ководство». Забавно то, что лучшие дизайнеры и студии страны последовали его совету, не задумываясь.

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Что делать с обрезанными фотографиями

    На курсе у меня есть отдельная тема про верстку иллюстраций. В том числе я рассказываю, что делать, если объект на фотографии обрезан с одной или…

  • Горки текста

    Неопытные верстальщики часто не видят форму текста и не следят за ней. Распространенная ошибка — сильные скосы у рваного края. Эти скосы обычно…

  • История одной обложки

    В 2011 году в американском издательстве Farrar, Straus and Giroux вышла книга Даниэля Канемана Thinking, Fast and Slow. Дизайнер Rodrigo Corral:…


  • 1
(Анонимно)
Я сейчас уже и не вспомню точно, но я кажется видел «лебедевскую» висячую пунктуацию в каком-то немецком издании с поэзией. И еще один интересный момент — я прочитал Книгу про буквы от Аа до Яя, раньше чем Ководство, и совершенно там не заметил свешенных кавычек и скобок. Возможно они и не так сильно обращают на себя внимание. Провести бы чистый эксперимент :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account