?

Log in

No account? Create an account

nobelfaik


Блог Игоря Штанга

light gray is the new white, dark gray is the new black


Previous Entry Поделиться Next Entry
Что я думаю об этой вашей висячей пунктуации
nobelfaik
На каждом курсе меня обязательно спрашивают, что я думаю о висячей пунктуации. Кто не знает, речь идет об одноименном параграфе в «Ководстве» Лебедева. Этот вопрос задают так часто, что я решил ответить всем сразу. Многие дизайнеры чувствуют, что с висячей пунктуацией не всё в порядке, но не могут понять, что именно. Давайте разберемся.

Начнем с того, что Лебедев смешивает два приема — оптическое выравнивание и вынос на поле. Когда вы слегка свешиваете дефисы, запятые, точки и прочую мелочь, — это оптическое выравнивание. Так делают, чтобы граница текста казалась ровной:


Другое дело, если вы ставите буллиты или цифры на поле, — это уже полноценный вынос. Он нужен не для выравнивания края, а для того, чтобы обозначить особые части текста. Сразу понятно, перед нами список:


То, что предложил Лебедев для кавычек и скобок, не является ни оптическим выравниванием, ни выносом на поле. Для выравнивания эти знаки слишком тяжелые (хотя нам пытаются внушить обратное), а для выноса они слишком близки к тексту. Такого недосвешивания никогда раньше не применяли:


К счастью, сотрудники компании «Адоби» не читали параграф 120, поэтому в Индизайне свешивание по-настоящему оптическое (Type > Story). Обратите внимание: кавычка выдвинута сильнее, чем скобка (у них разный вес), но не настолько сильно, чтобы сломать границу колонки. На сегодня это оптимальный вариант для сплошного набора:


Еще один важный момент. Само определение «висячая пунктуация» не раскрывает сути явления, ведь компенсировать нужно не только знаки препинания, но и выступающие части букв. Так делали еще задолго до Гутенберга. Каллиграф аккуратно свешивал крышку T и диагональные штрихи A и V:


Miscellanea astronomica, 15 век / Библиотека Ватикана


Сильные выносы в манускриптах тоже использовали, но совершенно для другой цели — выделить начало отрывка или обратить внимание на определенный кусок текста. Поэтому инициалы в рукописях частично или целиком стоят на полях:


Beatus Manuscript, 1180 год / Музей Метрополитен


Вынос цепляет взгляд и подчеркивает структуру — это его главная функция. Проблема лебедевских кавычек и скобок в том, что они цепляют взгляд на ровном месте, там, где выделения быть не должно.

Сравните с примером из Тафти: у него кавычки не торчат в середине текста, а выделяют начало каждого блока. Может показаться, что разница небольшая, но на самом деле она огромная:


Суперобложка книги The Visual Display of Quantitative Information


Интересно, что сама студия давно отказалась от висячей пунктуации в своих книгах и недавно — в новой версии сайта. Искренне надеюсь, что когда-нибудь параграф 120 исчезнет из «Ководства».

Висячая пунктуация

ПС. Из этой истории можно сделать вывод: авторитеты у нас важнее здравого смысла. Лебедев мог написать что угодно, это ведь его «Ководство». Забавно то, что лучшие дизайнеры страны последовали его совету, не задумываясь.

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Колоночность и этажность

    Собираете вы, например, макет, а он у вас никак не собирается. Элементы друг к другу не клеятся, кругом дыры: Фото: getolympus / flickr Для…

  • Отступы в списках

    На курсе я рассказываю про верстку списков, и меня часто спрашивают, нужно ли прижимать первый пункт к верхнему абзацу. Вот так: Ответ: не нужно.…

  • Колонки разной ширины

    Продолжаю рассказывать про неудачные приемы верстки. В прошлых выпусках: горки текста и ноги текста. Сегодня про ширину колонок (метафоричного…


  • 1
Совершенно верно.
Но список на скриншоте имхо должен иметь отступы

Edited at 2017-12-25 12:28 (UTC)

Акей. Теперь всё понятно )

(Анонимно)
Я сейчас уже и не вспомню точно, но я кажется видел «лебедевскую» висячую пунктуацию в каком-то немецком издании с поэзией. И еще один интересный момент — я прочитал Книгу про буквы от Аа до Яя, раньше чем Ководство, и совершенно там не заметил свешенных кавычек и скобок. Возможно они и не так сильно обращают на себя внимание. Провести бы чистый эксперимент :-)

(Анонимно)
А как быть с кавычками в заголовках из нескольких строк? Если их оптически немного свесить, они всё равно нереально раздражают. Если вынести по-лебедевски, раздражают меньше, но кайфа всё равно нет.

Видимо, искать кайф в чем-то другом)

А как Вы сами поступаете в таких случаях?

  • 1