Игорь Штанг (nobelfaik) wrote,
Игорь Штанг
nobelfaik

Categories:

Что я думаю об этой вашей висячей пунктуации

На каждом курсе меня обязательно спрашивают, что я думаю о висячей пунктуации. Кто не знает, речь идет об одноименном параграфе в «Ководстве» Лебедева. Этот вопрос задают так часто, что я решил ответить всем сразу. Многие дизайнеры чувствуют, что с висячей пунктуацией не всё в порядке, но не могут понять, что именно. Давайте разберемся.

Начнем с того, что Лебедев смешивает два приема — оптическое выравнивание и вынос на поле. Когда вы слегка свешиваете дефисы, запятые, точки и прочую мелочь, — это оптическое выравнивание. Так делают, чтобы граница текста казалась ровной:


Другое дело, если вы ставите буллиты или цифры на поле, — это уже полноценный вынос. Он нужен не для выравнивания края, а для того, чтобы обозначить особые части текста. Сразу понятно, перед нами список:


То, что предложил Лебедев для кавычек и скобок, не является ни оптическим выравниванием, ни выносом на поле. Для выравнивания эти знаки слишком тяжелые (хотя нам пытаются внушить обратное), а для выноса они слишком близки к тексту. Такого недосвешивания никогда раньше не применяли:


К счастью, сотрудники компании «Адоби» не читали параграф 120, поэтому в Индизайне свешивание по-настоящему оптическое (Type > Story). Обратите внимание: кавычка выдвинута сильнее, чем скобка (у них разный вес), но не настолько сильно, чтобы сломать границу колонки. На сегодня это оптимальный вариант для сплошного набора:


Еще один важный момент. Само определение «висячая пунктуация» не раскрывает сути явления, ведь компенсировать нужно не только знаки препинания, но и выступающие части букв. Так делали еще задолго до Гутенберга. Каллиграф аккуратно свешивал крышку T и диагональные штрихи A и V:


Miscellanea astronomica, 15 век / Библиотека Ватикана


Сильные выносы в манускриптах тоже использовали, но совершенно для другой цели — выделить начало отрывка или обратить внимание на определенный кусок текста. Поэтому инициалы в рукописях частично или целиком стоят на полях:


Beatus Manuscript, 1180 год / Музей Метрополитен


Вынос цепляет взгляд и подчеркивает структуру — это его главная функция. Проблема лебедевских кавычек и скобок в том, что они цепляют взгляд на ровном месте, там, где выделения быть не должно.

Сравните с примером из Тафти: у него кавычки не торчат в середине текста, а выделяют начало каждого блока. Может показаться, что разница небольшая, но на самом деле она огромная:


Суперобложка книги The Visual Display of Quantitative Information


Интересно, что сама студия давно отказалась от висячей пунктуации в своих книгах и недавно — в новой версии сайта. Искренне надеюсь, что когда-нибудь параграф 120 исчезнет из «Ководства».

Висячая пунктуация

ПС. Из этой истории можно сделать вывод: авторитеты у нас важнее здравого смысла. Лебедев мог написать что угодно, это ведь его «Ководство». Забавно то, что лучшие дизайнеры страны последовали его совету, не задумываясь.
Tags: ???, верстка, знаю как, лебедев, микротипографика, пунктуация, статья, типографика
Subscribe

Posts from This Journal “статья” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments