Начнем с того, что Лебедев смешивает два приема — оптическое выравнивание и вынос на поле. Когда вы слегка свешиваете дефисы, запятые, точки и прочую мелочь, — это оптическое выравнивание. Так делают, чтобы граница текста казалась ровной:
Другое дело, если вы ставите буллиты или цифры на поле, — это уже полноценный вынос. Он нужен не для выравнивания края, а для того, чтобы обозначить особые части текста. Сразу понятно, перед нами список:
То, что предложил Лебедев для кавычек и скобок, не является ни оптическим выравниванием, ни выносом на поле. Для выравнивания эти знаки слишком тяжелые (хотя нам пытаются внушить обратное), а для выноса они слишком близки к тексту. Такого недосвешивания никогда раньше не применяли:
К счастью, сотрудники компании «Адоби» не читали параграф 120, поэтому в Индизайне свешивание по-настоящему оптическое (Type > Story). Обратите внимание: кавычка выдвинута сильнее, чем скобка (у них разный вес), но не настолько сильно, чтобы сломать границу колонки. На сегодня это оптимальный вариант для сплошного набора:
Еще один важный момент. Само определение «висячая пунктуация» не раскрывает сути явления, ведь компенсировать нужно не только знаки препинания, но и выступающие части букв. Так делали еще задолго до Гутенберга. Каллиграф аккуратно свешивал крышку T и диагональные штрихи A и V:
Miscellanea astronomica, 15 век / Библиотека Ватикана
Сильные выносы в манускриптах тоже использовали, но совершенно для другой цели — выделить начало отрывка или обратить внимание на определенный кусок текста. Поэтому инициалы в рукописях частично или целиком стоят на полях:
Beatus Manuscript, 1180 год / Музей Метрополитен
Вынос цепляет взгляд и подчеркивает структуру — это его главная функция. Проблема лебедевских кавычек и скобок в том, что они цепляют взгляд на ровном месте, там, где выделения быть не должно.
Сравните с примером из Тафти: у него кавычки не торчат в середине текста, а выделяют начало каждого блока. Может показаться, что разница небольшая, но на самом деле она огромная:
Суперобложка книги The Visual Display of Quantitative Information
Интересно, что сама студия давно отказалась от висячей пунктуации в своих книгах и недавно — в новой версии сайта. Искренне надеюсь, что когда-нибудь параграф 120 исчезнет из «Ководства».
ПС. Из этой истории можно сделать вывод: авторитеты у нас важнее здравого смысла. Лебедев мог написать что угодно, это ведь его «Ководство». Забавно то, что лучшие дизайнеры страны последовали его совету, не задумываясь.