?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Цитаты из «Архитектуры книги» Гессена. Часть 2
nobelfaik
Продолжаю цитировать «Архитектуру книги» Гессена. Самая шикарная глава — «Рубрицирование рукописи». 38 страниц актуальной информации о том, как работать со структурой текста.

О рубрикационной схеме. У Мильчина есть похожая, но описывает он ее словами, а Гессен прям нарисовал.

Основной арсенал способов рубрицирования в книге дает следующая схема:

Рубрикационная схема, иерархия заголовок

Схема эта показывает порядок соподчинения, но в некоторых частях она условна. Напр., заголовок с абзаца отдельной строкой при известных графических условиях может не подчиняться красной строке, а, наоборот, подчинять последнюю, если, напр., такой тип заголовка будет усилен кеглем, подчеркнут линейкой и т. п.


О поиске графической формы рубрик. Если вы не верстали сложные тексты и не думали о том, как выстроить систему рубрикации, можете пропустить.

При выборе типа рубрик в отношении положения важно учитывать „психологию“ рубрикационной графики.

Чаще всего бывает, что тот или иной вид рубрик продуман и выношен автором. Ограниченность применяемых приемов, с одной стороны, постоянное общение с книгой людей пишущих, — с другой, наконец, действительное вынашивание автором своей книги в виде конкретных графических образов приводят во многих случаях к правильному расположению рубрик в рукописи. Хороший автор относится в высшей степени щепетильно к установленной в рукописи графике.

Графическая форма рубрик в рукописи, однако, во всех случаях может быть взята под подозрение, хотя бы потому, что она может быть случайной, напр., вкравшейся в том или ином виде при переписке машинисткой.

Возьмем для примера какой-либо случай: мемуары, в которых главы разбиты в рукописи автором на ряд мелких участков с рубриками в виде форточек.

Попробуем проконтролировать построение рубрик в данном примере.

Допустим, что форточки в данном случае неприемлемы, напр., потому, что они придадут книге учебный или вообще примитивный, скучный характер.

Если вынести рубрики в красные строки, то это приведет к тому, что текст будет „разбит“, что нежелательно в отношении мемуаров, в которых непрерывность течения текста является по существу важной (особенно учитывая малые участки). Красные строки, притом довольно частые, своею графикой покажут читателю, что описанные события даны отъединенно.

Если вынести рассматриваемые рубрики на поля, то это даст цельность тексту, но книга приобретает сухой характер. Понятно, не может быть речи о том, чтобы рубрики были взяты в подбор, — это уже наверно придаст книге казенный вид.

Можно задаться вопросом — нельзя ли совсем избежать рубрик, с тем, чтобы перечислить их полностью перед каждой главой (extenso) или при надобности в усиленной четкости дать эти перечисления, напр., в шапках под названием каждой главы. Допустим, что избежание рубрик в нашем случае желательно, — но это возможно только при наличии смысловых переходов от отрывка к отрывку. Если отрывки не связаны между собой переходами, то удаление рубрик может затруднить чтение.

Если таких смысловых переходов нет, то выход может быть найден в приеме упрятывания рубрик, что может быть достигнуто уменьшением кегля (ослаблением вообще), установкой рубрик, напр., в правый край и т. п.

Если и такой прием неприменим, то остается задаться изысканием какого-либо специального на данный случай приема или, вообще говоря, необычного графического приема, при помощи которого условно могло бы быть оправдано самое наличие рубрик. Такой прием по существу является также приемом „упрятывания“, ибо при помощи необычности делается ударение на графике рубрики (на внешности) и таким способом центр внимания переносится на форму.

С указанной целью может быть вводимо то или иное оживление рубрик — инициалы, обрамления, украшения рубрик. Тогда и привычное положение рубрик может быть преподнесено с ударением на форме.

Из описанного примера мы видим, что графический тип рубрики необходимо искать, учитывая все особенности рукописи и ее восприятия.


О «рабочем» заголовке. Нигде раньше не встречал такого понятия.

При рассматривании рубрик в рукописи необходимо прежде всего отыскать наиболее ходовой „рабочий“ заголовок. Обычно это — не самая высокая категория. „Рабочий“ заголовок, особенно при обилии ступеней-рубрик, стоит ближе к низу в лестнице рубрик. В учебниках это чаще всего параграфы, напр., в учебнике физики Цингера. В геометрии Киселева рабочими заголовками являются рубрики под арабской цифрой в подбор (13. Угол). Пример:

«Архитектура книги» Гессена

Рабочий заголовок — это заголовок, которым узко очерчивается небольшой участок текста, читаемый или прорабатываемый в данный момент.

Черты рабочего заголовка: 1) он подчиняет сравнительно небольшой участок текста, примерно 3/4 — 1 — 1 1/2 страницы (размеры обнимаемых рубриками текстовых участков должны быть прежде всего усмотрены при рубрицировании книги); 2) он не может быть опущен (редакционно) без существенной потери для ясности чтения, в то время как другие рубрики, более крупные (объединяющие) или более мелкие, можно, условно говоря, и опустить.

Те или иные более высокие степени рубрик могут служить для ознакомления со всей схемой изучаемого в книге предмета или со схемой изучаемого отдела, в то время как рабочий заголовок является необходимым ярлыком изучаемого участка текста в узком значении этого понятия. В приведенном примере из геометрии Киселева для учащегося важно то, что он в данный момент „проходит угол“. Предварительные понятия, углы вообще (см. пример выше) и то, что весь этот раздел относится к прямой линии, суть моменты, так сказать, второго порядка.

В подобном же направлении менее существенными могут быть и более низкие категории рубрик, чем рабочие, ибо эти более низкие категории для изучающего являются как бы частью текста, и во всяком случае представляют собою второстепенные членения наиболее важного рабочего заголовка.

Определить рабочий заголовок для целей наиболее правильной рубрикации чрезвычайно важно. Об этой категории заголовков необходимо прежде всего озаботиться в смысле предоставления ей наиболее подходящего шрифта и наилучшего положения. Это тем более важно, что указанный тип заголовков обычно многословен. Для такого типа заголовков при черной или смешанной системе шрифтов для рубрик чаще всего наиболее подходящим шрифтом будет свой полужирный строчной, что и имеет место в большинстве книг.

<…>

Именно от рабочего заголовка нужно исходить при разметке шрифтов рубрик. Намеченный для рабочего заголовка шрифт должен диктовать шрифты для соседних и для всех остальных рубрик, а не наоборот.


О заголовке в красную строку. Раньше так называли заголовок, расположенный на отдельной строке (в разрез текста) и выключенный по центру. Сравните с транзитивными заголовками у Ильяхова.

Красные строки требуют более или менее четкой редакции. Надписи в красную должны быть так средактированы, чтобы они понимались прочитанные отъединенно. Для них следует, по возможности, избегать редакции типа „Требования“, „Указания“, что может быть допустимо для надписи, идущей в подбор, более тесно привязанной к своему тексту. В нужных случаях надписи должны быть доредактированы. Надпись типа „Требования“ неопределенна (какие требования? к кому и к чему требования?).


Первая часть.

  • 1
Мне всегда было немного любопытно - в этом и подобных книжных обзорах - когда попадаются какие-то части книги, которые противоречат тем правилам и практикам, которые сейчас кажутся правильными - приводятся ли такие цитаты?

Или нет единого набора правил и практик, но есть различные системы, и хорошие книги хороши именно своей целостностью, хотя отдельные правила из них могут и противоречить друг другу?

  • 1