?

Log in

No account? Create an account

nobelfaik


Блог Игоря Штанга

light gray is the new white, dark gray is the new black


Previous Entry Поделиться Next Entry
Приводность верстки
nobelfaik
В первоначальном значении приводность — это совпадение строк основного текста на лицевой и оборотной сторонах листа. Такое совпадение видно на просвет:


Йост Хохули. «Детали в типографике»


Раньше в этом был сугубо практический смысл. Печатный пресс сильно вдавливает металлические литеры в бумагу, поэтому краска может проступить на обороте. Если строки находятся одна под другой, то серая «тень» не так незаметна и лист не кажется грязным:


Вокруг заголовка отпечаток оборота заметнее, чем под строками основного текста. Оригинал: https://www.flickr.com/photos/bookhistorian/35402580906/


Сегодня такую «грязь» можно увидеть разве что в газетах, напечатанных на тонкой бумаге. Современные технологии и материалы практически свели проблему на нет. Несмотря на это, сам принцип приводности остался жив и получил дальнейшее развитие благодаря своим эстетическим преимуществам. Совпадение строк на просвет означает их совпадение и на развороте: текст на левой странице выравнивается по горизонтали с текстом на правой. То же самое и в многоколоночном наборе: строки в соседних колонках выравниваются относительно друг друга. Верстка, основанная на постоянном вертикальном ритме, выглядит последовательной и аккуратной.

Приводность держится на трех правилах. О каждом по порядку.

1. Постоянный интерлиньяж основного текста

Возьмем для примера такую ситуацию. Вам нужны две одинаковые по высоте колонки, но одна оказалась короче другой:




Плохое решение: увеличить межстрочное расстояние в правой колонке и тем самым нарушить выравнивание. Роберт Брингхерст в книге «Основы стиля в типографике» пишет: «По той же причине, по которой нельзя в музыке произвольно изменять темп, в наборе нельзя произвольно менять интерлиньяж»:




Хорошее решение — вгонка и выгонка строк или редактура. Подробнее о вгонке и выгонке я рассказал в статье «Выключка по формату».

Вертикальные отступы между абзацами также не должны сбивать ритм. Для этого их делают нулевыми или равными одной строке:


Если отступ будет нецелым, например в половину или треть интерлиньяжа, то следующий абзац не вернется в сетку базовых линий:

2. Высота блоков вместе с их отступами равна целому числу строк

Кроме основного текста, на макете встречаются и другие элементы: заголовки, цитаты, таблицы, иллюстрации и т. д. Их внутренний ритм естественным образом может не совпадать с базовым. Если такие элементы стоят в разрез основного текста, их высоту доводят до целого числа строк с помощью отступов. На картинке заголовок вместе с его верхней и нижней отбивками занимает ровно три строки основного текста:


Врезка вместе с отбивками занимает четыре строки основного текста:


То же самое с картинками:

3. Интерлиньяж дополнительных текстов согласован с базовым

Когда разные по оформлению тексты стоят в соседних колонках, несовпадение их ритма становится особенно заметным. Тексты с интерлиньяжем, отличным от основного, нельзя выровнять по сетке полностью, но можно добиться периодического совпадения. К примеру, уменьшить межстрочное расстояние дополнительного текста в два раза по сравнению с базовым. Тогда две строки дополнительного текста будут соответствовать одной строке основного:


На примере сверху кегль получился крохотным. Чтобы подобрать другое значение, придется вспомнить математику. Оба интерлиньяжа должны иметь небольшое общее кратное. Например, у 8 и 12 общее кратное 24, поэтому три строки мелкого текста соответствуют двум строкам основного. 8 × 3 = 12 × 2:


Другой вариант: у 9 и 12 общее кратное 36. Четыре строки мелкого текста соответствуют трем строкам основного. 9 × 4 = 12 × 3:


Конечно, никто не запрещает сверстать разные тексты с одинаковым ритмом. Совпадение будет полным, но плотность блоков может заметно отличаться. Такой эффект не всегда желателен:


Тот же принцип работает и с крупным кеглем. Интерлиньяж заголовка в два раза больше базового:



Еще вариант. 15 × 4 = 12 × 5:

Как теперь с этим жить

Для тех, кто в ужасе не закрыл статью на середине, у меня есть хорошая новость. Сказанное выше не означает, что все тексты во всех случаях должны быть приводны. Такая дисциплина полезна для многостраничных макетов многоразового использования: газет, журналов, книг и, может быть, сайтов. Если у вас есть заранее определенная и согласованная система, элементы в ней будут выравниваться сами, без вашего участия в каждой конкретной ситуации. Потратив время на проектирование, вы сэкономите его на верстке.


Журнал «Секрет фирмы», декабрь 2009


Для небольших и разовых макетов такой подход может оказаться неоправданно сложным. Иногда текст лучше выровнять на глаз, а не по линейке.

Еще раз проверим, правильно ли меня поняли:

Приводность не цель, а одно из средств наведения порядка.

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Колоночность и этажность

    Собираете вы, например, макет, а он у вас никак не собирается. Элементы друг к другу не клеятся, кругом дыры: Фото: getolympus / flickr Для…

  • Отступы в списках

    На курсе я рассказываю про верстку списков, и меня часто спрашивают, нужно ли прижимать первый пункт к верхнему абзацу. Вот так: Ответ: не нужно.…

  • Колонки разной ширины

    Продолжаю рассказывать про неудачные приемы верстки. В прошлых выпусках: горки текста и ноги текста. Сегодня про ширину колонок (метафоричного…


  • 1
«Чтобы подобрать другое значение, придется вспомнить математику. Оба интерлиньяжа должны быть кратны одному и тому же числу (кроме единицы). Например, и 8, и 12 делятся на 4. Теперь три строки мелкого текста соответствуют двум строкам основного. 8 × 3 = 12 × 2:…»

Игорь, здесь у тебя неправильная математика. Общий делитель тут вообще ни при чем, приводности помогает добиться тот факт, что у 8 и 12 есть не очень большое общее кратное — 24. Именно через каждые 24 пункта строки будут совпадать.

Ого, спасибо! Очень полезно!

(Анонимно)
Абсолютно не понятное объяснение формулы. Задача то как раз найти интерлиньяж в левом столбце. Нужно было описать как это можно сделать.

Стоит ли заморачиваться с приводкой в периодическом издании, выходящем в виде набора PDF и размещаемого на сайте? Спасибо!

  • 1