nobelfaik


Блог Игоря Штанга

Доктор, мой макет не дышит!


Previous Entry Поделиться Next Entry
Приводность верстки
nobelfaik
В первоначальном значении приводность — это совпадение строк основного текста на лицевой и оборотной сторонах листа. Такое совпадение видно на просвет:


Йост Хохули. «Детали в типографике»


Раньше в этом был сугубо практический смысл. Печатный пресс сильно вдавливает металлические литеры в бумагу, поэтому краска может проступить на обороте. Если строки находятся одна под другой, то серая «тень» не так незаметна и лист не кажется грязным:


Вокруг заголовка отпечаток оборота заметнее, чем под строками основного текста. Оригинал: https://www.flickr.com/photos/bookhistorian/35402580906/


Сегодня такую «грязь» можно увидеть разве что в газетах, напечатанных на тонкой бумаге. Современные технологии и материалы практически свели проблему на нет. Несмотря на это, сам принцип приводности остался жив и получил дальнейшее развитие благодаря своим эстетическим преимуществам. Совпадение строк на просвет означает их совпадение и на развороте: текст на левой странице выравнивается по горизонтали с текстом на правой. То же самое и в многоколоночном наборе: строки в соседних колонках выравниваются относительно друг друга. Верстка, основанная на постоянном вертикальном ритме, выглядит последовательной и аккуратной.

Приводность держится на трех правилах. О каждом по порядку.

1. Постоянный интерлиньяж основного текста

Возьмем для примера такую ситуацию. Вам нужны две одинаковые по высоте колонки, но одна оказалась короче другой:




Плохое решение: увеличить межстрочное расстояние в правой колонке и тем самым нарушить выравнивание. Роберт Брингхерст в книге «Основы стиля в типографике» пишет: «По той же причине, по которой нельзя в музыке произвольно изменять темп, в наборе нельзя произвольно менять интерлиньяж»:




Хорошее решение — вгонка и выгонка строк или редактура. Подробнее о вгонке и выгонке я рассказал в статье «Выключка по формату».

Вертикальные отступы между абзацами также не должны сбивать ритм. Для этого их делают нулевыми или равными одной строке:


Если отступ будет нецелым, например в половину или треть интерлиньяжа, то следующий абзац не вернется в сетку базовых линий:

2. Высота блоков вместе с их отступами равна целому числу строк

Кроме основного текста, на макете встречаются и другие элементы: заголовки, цитаты, таблицы, иллюстрации и т. д. Их внутренний ритм естественным образом может не совпадать с базовым. Если такие элементы стоят в разрез основного текста, их высоту доводят до целого числа строк с помощью отступов. На картинке заголовок вместе с его верхней и нижней отбивками занимает ровно три строки основного текста:


Врезка вместе с отбивками занимает четыре строки основного текста:


То же самое с картинками:

3. Интерлиньяж дополнительных текстов согласован с базовым

Когда разные по оформлению тексты стоят в соседних колонках, несовпадение их ритма становится особенно заметным. Тексты с интерлиньяжем, отличным от основного, нельзя выровнять по сетке полностью, но можно добиться периодического совпадения. К примеру, уменьшить межстрочное расстояние дополнительного текста в два раза по сравнению с базовым. Тогда две строки дополнительного текста будут соответствовать одной строке основного:


На примере сверху кегль получился крохотным. Чтобы подобрать другое значение, придется вспомнить математику. Оба интерлиньяжа должны иметь небольшое общее кратное. Например, у 8 и 12 общее кратное 24, поэтому три строки мелкого текста соответствуют двум строкам основного. 8 × 3 = 12 × 2:


Другой вариант: у 9 и 12 общее кратное 36. Четыре строки мелкого текста соответствуют трем строкам основного. 9 × 4 = 12 × 3:


Конечно, никто не запрещает сверстать разные тексты с одинаковым ритмом. Совпадение будет полным, но плотность блоков может заметно отличаться. Такой эффект не всегда желателен:


Тот же принцип работает и с крупным кеглем. Интерлиньяж заголовка в два раза больше базового:



Еще вариант. 15 × 4 = 12 × 5:

Как теперь с этим жить

Для тех, кто в ужасе не закрыл статью на середине, у меня есть хорошая новость. Сказанное выше не означает, что все тексты во всех случаях должны быть приводны. Такая дисциплина полезна для многостраничных макетов многоразового использования: газет, журналов, книг и, может быть, сайтов. Если у вас есть заранее определенная и согласованная система, элементы в ней будут выравниваться сами, без вашего участия в каждой конкретной ситуации. Потратив время на проектирование, вы сэкономите его на верстке.


Журнал «Секрет фирмы», декабрь 2009


Для небольших и разовых макетов такой подход может оказаться неоправданно сложным. Иногда текст лучше выровнять на глаз, а не по линейке.

Еще раз проверим, правильно ли меня поняли:

Приводность не цель, а одно из средств наведения порядка.

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Горки текста

    Неопытные верстальщики часто не видят форму текста и не следят за ней. Распространенная ошибка — сильные скосы у рваного края. Эти скосы обычно…

  • История одной обложки

    В 2011 году в американском издательстве Farrar, Straus and Giroux вышла книга Даниэля Канемана Thinking, Fast and Slow. Дизайнер Rodrigo Corral:…

  • Выключка по знаку

    Три года назад я написал серию статей о выключке: по формату, по левому краю и по центру. Скоро напишу о правом флаге, а сегодня самое интересное.…


  • 1
«Чтобы подобрать другое значение, придется вспомнить математику. Оба интерлиньяжа должны быть кратны одному и тому же числу (кроме единицы). Например, и 8, и 12 делятся на 4. Теперь три строки мелкого текста соответствуют двум строкам основного. 8 × 3 = 12 × 2:…»

Игорь, здесь у тебя неправильная математика. Общий делитель тут вообще ни при чем, приводности помогает добиться тот факт, что у 8 и 12 есть не очень большое общее кратное — 24. Именно через каждые 24 пункта строки будут совпадать.

Ого, спасибо! Очень полезно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account