nobelfaik


Блог Игоря Штанга

Доктор, мой макет не дышит!


Previous Entry Поделиться Next Entry
Подписи к трем скелетам
nobelfaik
Есть три способа заверстать подписи к частям иллюстрации. Нельзя сказать, что какой-то из них лучше или хуже, у каждого свои особенности.

1. Отдельно от изображения

Картинка сама по себе, текст сам по себе. Связкой между ними служат цифры, буквы или другие условные обозначения.

Плюс: легко верстать. Текст в отдельном блоке, не нужно придумывать, как пристроить его к иллюстрации — залил, и всё. Если вы делаете по сто таких макетов в день, это хорошее шаблонное решение. Маленькие цифры легко находят место рядом с любыми элементами. На странице снизу цифра 8 уместилась между ребрами, 9 — между позвонками, 10 — в запирательном отверстии.

Минус: сложно читать. Цифры ничего не значат без подписей. Чтобы найти соответствие, нужно бегать глазами от картинки к тексту и обратно. Часто блок подписей ставят далеко от изображения, иногда даже на другую страницу или другой разворот, — это неудобно вдвойне.


«Мой доктор. Практический справочник медицины и гигиены», Франция, 1907

2. Вместе с изображением

Подписи стоят рядом с деталями иллюстрации, к которым относятся. Связкой служат выносные линии. Если подписи не мешают картинке и друг другу, можно обойтись и без линий.

Плюс: легко читать. Теория близости делает свое дело, зритель быстро находит соответствие.

Минус: сложно верстать. Существует целая наука о том, как аккуратно и равномерно разместить подписи и линии. Вот выжимка из статьи «Выноска-линия» в «Словаре-справочнике иллюстратора научно-технической книги»:

Выносная линия не должна:
— быть слишком длинной;
— пересекать линии изображения (если это невозможно, то должна пересекать как можно меньшее их число);
— пересекать другие выносные линии;
— быть параллельной линиям штриховки;
— начинаться и заканчиваться стрелкой;
— пропадать на инвертированном фоне (часть линии, проходящая по черному фону, должна быть белой).

Допускается:
— проводить общую линию для группы деталей;
— делать линию ломанной, но не более чем с одним изломом;
— короткую линию делать пологоволнистой (~), а длинную — слегка изогнутой;
— заканчивать конец линии, указывающий на деталь, небольшой точкой.


Учебник «Кости» Герберта Зима, США, 1969

3. Вместо изображения

Текст и иллюстрация становятся одним целым, посредники им не нужны. Подходит для случаев, когда красота важнее точности.

Плюс: наглядно, эффектно, инфографично.

Минус: верстать рисовать такие макеты чертовски сложно, а результат не всегда будет удобен для чтения.


Типограмма Аарона Кюна

См. также: Верстка по форме

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Маркеры в многоуровневых списках

    В эфире рубрика ???. Алексей Зотов спрашивает: Какие маркеры использовать в многоуровневых маркированных списках? Отвечаю: никакие. В русской…

  • Амнистия серого текста

    У Ильи Бирмана недавно вышла заметка про серый текст. Я планировал рассказать примерно о том же, но раз Илья меня опередил, придется писать…

  • Когда можно опускать знаки препинания

    В последние годы наметилась тенденция к упрощению пунктуации. Знаки препинания опускают всё чаще, но иногда не там, где нужно. Давайте разберемся,…


  • 1
Как правильно использовать второй способ? Как подобрать толщину линеек и разместить надписи? Когда нужно изгибать линию или делать ее под углом?

Edited at 2017-05-03 20:05 (UTC)

Это тема для отдельной статьи, но я не хочу ее писать) Кое-что есть у Артема Горбунова в «Типографике и верстке».

Можно не только в книге Горбунова почитать, в советах тоже есть про выносные линии:
http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20140728/

(Анонимно)
Какой прекрасный sternum!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account