Игорь Штанг (nobelfaik) wrote,
Игорь Штанг
nobelfaik

Categories:

Две цитаты из Иттена

Из «Искусства цвета»:

Светловолосые, голубоглазые ученицы с розовой кожей лица, как правило, работают очень чистыми цветами и часто большим количеством ясно различимых цветов. Основным контрастом для них является контраст по цвету. В зависимости от жизненной силы людей этого типа цветовая гамма их произведений может быть более блеклой или более насыщенной.
Люди с черными волосами, с темной кожей и темно-коричневыми глазами представляют другой тип. Главная роль во всех сочетаниях отводится ими черному цвету, а чистые цвета даются в сопровождении черного. В темных тонах шумит и клокочет цветовая сила.
Ученица с рыжими волосами и розовой кожей предпочитала работать весьма интенсивными цветами. Ее субъективными цветами были желтый, красный и синий в их контрастном звучании. В соответствии с этим я дал ей задание написать букет цветов. Было очевидно, что это ее очень обрадовало. Я посоветовал ей ограничиться пока темами, совпадающими по своему настою с ее субъективными цветовыми предпочтениями, потому что именно эти цвета могли быть прочувствованы и пережиты ею в полную меру. Это интенсивное переживание является решающей предпосылкой для творческой работы.

Из «Искусства формы»:

Мои занятия живописью в Вене посещала одна весьма одаренная студентка с очень характерным типом внешности. Она был хрупкой, маленькой, робкой и вежливой. Ее глаза напоминали лунный камень, а кожа была бледной до прозрачности. Она носила волосы распущенными и иногда, когда работала, они падали ей на лицо, как вуаль. Ее рисунки и акварели были лишены четких линий и словно завуалированы серыми полутонами; все это точно соответствовало ее внешности.
Это наблюдение помогло мне научиться узнавать субъективные начала в передаче форм и колорита и в работах других студентов.
<…>
Существует изначальная взаимосвязь между конституцией человека и художественными формами, которые он создает. Те природные силы, которые предопределяют его физический облик, психические и духовные особенности личности, а также специфическая для каждого человека пластика тела, способны проявляться и в его работе. Если человек искренен, все, что он делает, становится зеркальным отражением заложенной в нем способности трактовать форму согласно своему «я».
Существование подобных закономерностей самым непосредственным образом проявило себя в рисунке одной студентки. Фигура человека, которого она изобразила сидящим на кубе в странно изломанной позе, казалась несбалансированной и кособокой. Эта студентка, как оказалось, в действительности сама страдала заболеванием тазобедренного сустава и во всех ее рисунках не хватало равновесия. Когда же я обратил ее внимание на эти проблемы, она начала осознанно исправлять свои ошибки.
Другая студентка никогда не пользовалась полутонами в своих композициях и рисунках с натуры, которые всегда состояли из линий, по возможности кудрявых и волнистых. Она была блондинкой со светлой кожей и ее волосы такими же кудрями ниспадали ей на лицо. Простейшие вещи путались в ее голове; ей нелегко было найти дорогу в жизни.
Студентка с широкими, крупными чертами лица, черными глазами и волосами, ясно выражала свою сильную, простую и яркую внешность в мощных контрастах светлых и темных форм. И это стало проявляться у нее уже с самых первых занятий.
Tags: живопись, книги, цитата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments