?

Log in

No account? Create an account

nobelfaik


Блог Игоря Штанга

light gray is the new white, dark gray is the new black


Previous Entry Поделиться Next Entry
Левый верхний угол
nobelfaik
Мы читаем слева направо, сверху вниз, поэтому ищем начало текста в левом верхнем углу. С позиции верстки, это самая сильная точка притяжения и для текста, и для иллюстраций. Голубева в «Основах композиции» пишет: «…точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя».

Привязка к левому верхнему углу — это настройка по умолчанию. Другое расположение требует смыслового или композиционного обоснования. Отсюда многие особенности нашего восприятия верстки. Например:

Правое и нижнее поля хотят быть больше левого и верхнего

Текст начинается с левого верхнего угла, поэтому левая и верхняя границы у него четкие, а правая и нижняя — условные. При левом флаге большинство строк не дойдет до правой границы полосы набора. Если тексту не хватит объема, он не дойдет и до низа. То есть в общем случае правое и нижнее поля всегда будут больше левого и верхнего, даже если на макете они равны:


Свободное пространство справа и снизу кажется нам естественным, а иногда даже необходимым:


Вторая колонка хочет быть короче первой

Текст начинается с левого верхнего угла первой колонки, доходит до конца и переносится на вторую. До конца второй колонки его может не хватить:


Нужна веская причина, чтобы текст перескочил во вторую колонку раньше времени:


Интересно, что мы ожидаем такого же поведения и от колонок, в которые залиты разные тексты. Например, здесь у каждого свой заголовок:


Тут один текст основной, другой дополнительный. Но принцип всё равно работает:


Вторая строка хочет быть короче первой

То же самое, что и с колонками, только по горизонтали. Текст начинается от левой границы первой строки, доходит до конца и переносится на следующую строку. До конца второй строки его может не хватить. Поэтому естественно выглядят надписи, у которых первая строка длиннее второй:


Если обобщить: естественно выглядят надписи, у которых верх тяжелее низа:


Иногда текст сопротивляется:


Придется оставить как есть, переписать или перенести не по правилам:


Раз мы говорим о восприятии, то вместо слов «хорошо» и «плохо» я пишу «привычно» и «странно». Странно не всегда значит плохо. Сила «странных» решений в том, что они привлекают к себе внимание. «Странный» прием уместен, если он выполняет задачу. Если нет, лучше выбрать привычное решение.

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Швейцарские плакаты по-русски

    Недавно я опубликовал заметку под названием « Кириллица и латиница». Главная мысль такая: Несовершенство кириллического алфавита не…

  • Бутерброды текста

    Продолжаю рассказывать о неудачных приемах верстки. В прошлых выпусках: горки текста, ноги текста и колонки разной ширины. Сегодня про бутерброды.…

  • Как я делал афишу «Большой переверстки»

    «Большая переверстка» — это мастер-класс, который я придумал два года назад и провел в нескольких городах. Афиша делалась долго, но…



  • 1
Даже для человека далёкого от данной темы, очень интересно и толково написано!

«Странный» прием уместен, если он выполняет задачу... Именно этого правила я всегда и стараюсь придерживаться, для себя заменяя *странный прием* на *новаторский*.

  • 1