Игорь Штанг (nobelfaik) wrote,
Игорь Штанг
nobelfaik

Category:

Левый верхний угол

Мы читаем слева направо, сверху вниз, поэтому ищем начало текста в левом верхнем углу. С позиции верстки, это самая сильная точка притяжения и для текста, и для иллюстраций. Голубева в «Основах композиции» пишет: «…точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя».

Привязка к левому верхнему углу — это настройка по умолчанию. Другое расположение требует смыслового или композиционного обоснования. Отсюда многие особенности нашего восприятия верстки. Например:

Правое и нижнее поля хотят быть больше левого и верхнего

Текст начинается с левого верхнего угла, поэтому левая и верхняя границы у него четкие, а правая и нижняя — условные. При левом флаге большинство строк не дойдет до правой границы полосы набора. Если тексту не хватит объема, он не дойдет и до низа. То есть в общем случае правое и нижнее поля всегда будут больше левого и верхнего, даже если на макете они равны:


Свободное пространство справа и снизу кажется нам естественным, а иногда даже необходимым:


Вторая колонка хочет быть короче первой

Текст начинается с левого верхнего угла первой колонки, доходит до конца и переносится на вторую. До конца второй колонки его может не хватить:


Нужна веская причина, чтобы текст перескочил во вторую колонку раньше времени:


Интересно, что мы ожидаем такого же поведения и от колонок, в которые залиты разные тексты. Например, здесь у каждого свой заголовок:


Тут один текст основной, другой дополнительный. Но принцип всё равно работает:


Вторая строка хочет быть короче первой

То же самое, что и с колонками, только по горизонтали. Текст начинается от левой границы первой строки, доходит до конца и переносится на следующую строку. До конца второй строки его может не хватить. Поэтому естественно выглядят надписи, у которых первая строка длиннее второй:


Если обобщить: естественно выглядят надписи, у которых верх тяжелее низа:


Иногда текст сопротивляется:


Придется оставить как есть, переписать или перенести не по правилам:


Раз мы говорим о восприятии, то вместо слов «хорошо» и «плохо» я пишу «привычно» и «странно». Странно не всегда значит плохо. Сила «странных» решений в том, что они привлекают к себе внимание. «Странный» прием уместен, если он выполняет задачу. Если нет, лучше выбрать привычное решение.
Tags: выключка, заголовок, знаю как, колонка, композиция, конструкция, статья
Subscribe

Posts from This Journal “статья” Tag

  • Польза повторов

    В редактуре и информационном дизайне есть такой прием: вынести повторы за скобки. Это значит, мы не пишем одно и то же несколько раз, а пишем один…

  • Разборчивый мелкий текст

    При верстке книги «Карта процесса-опыта» стояла задача не угробить мелкий текст. Его много на схемах, и он должен хорошо читаться. Фото,…

  • Можно ли ставить заголовок ровно посередине между абзацами

    Сергей спрашивает: Можно ли ставить заголовок на одинаковое расстояние от верхнего и нижнего текста? Как на этом сайте: Отвечаю: Такой прием…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments