nobelfaik


Блог Игоря Штанга

Доктор, мой макет не дышит!


Previous Entry Поделиться Next Entry
Выключка по формату
nobelfaik
Памятка верстальщика вызвала большой резонанс, но, судя по комментариям в ЖЖ и на Awdee, мало кто понимает, почему всё именно так, как я нарисовал. Попробую объяснить на примерах. Сегодня речь пойдет о выключке по формату.

Хорошо
Особой требовательностью к набору отличались первопечатные книги. Вот, например, Николай Йенсон, 1474:

Николай Йенсон, О знаменитых мужах


А это Альд Мануций, 1499:

Альд Мануций, Гипнэротомахия Полифила


Равномерные межбуквенные и межсловные пробелы делают набор однородно серым. В нем нет ни дыр, ни темных пятен. Тон полосы спокойный, прозрачный и легкий (определения Дмитрия Карпова).

Современный пример:

Ян Чихольд, Образцы шрифтов


Плохо
Плохи любые попытки сделать полную выключку в вебе и на мобильных устройствах. Компьютеры еще не научились правильно расставлять переносы и следить за величиной пробелов. Издание The Daily для айпада:

The Daily для айпада


Здесь лучше, но текст всё равно слишком разреженный:

Электронная книга в Айбукс на айпаде


Полная выключка всегда работает плохо на узком формате. Тут необходим левый флаг или центровка:

Выключка по формату в узкой колонке


Ошибки
Выключка по формату — неестественная форма существования текста, отсюда и многочисленные сложности. Ошибки, перечисленные в памятке, делятся на два вида: первые нарушают тон полосы (разреженные и сжатые строки), вторые — ее прямоугольность (висячие и концевые строки).




Висячие предлоги, союзы и другие короткие слова не являются ошибкой при полной выключке. Ими жертвуют ради однородного тона. Исключение составляют:
— однобуквенные слова в начале предложения,
— инициалы,
— маркеры списка (цифровые, буквенные и графические),
— сокращения вроде т. е., т. к., и т. д., и др.,
— цифры.

Висячие предлоги, союзы и другие короткие слова при полной выключке


Как сделать в Индизайне
В первую очередь настраиваем вкладку Justification. Межсловное расстояние в интервале от 95 до 130%, межбуквенное — от −3 до 6%. Обратите внимание, что минимальное значение несильно отклоняется от желаемого (Desired): сжатые строки читать труднее, чем разреженные. Разрешаем масштабировать символы, но совсем чуть-чуть, от 99 до 101%:
Вкладка Justification в Индизайне


Эти цифры получены опытным путем и лучше всего подходят для книжного набора: 50–60 символов в строке. Для узкой колонки правила нужно ослабить.

Обязательно включаем переносы во вкладке Hyphenation. Ползунок выкручен в сторону Better Spacing:
Вкладка Hyphenation в Индизайне


Если не включаются, значит, выбран не тот язык:
Выбор языка во вкладке Advanced Character Formats в Индизайне


Галочка H&J Violations в панели Preferences подсветит желтым строчки, которые Индизайн не может разверстать по заданным цифрам:
Галочка H&V Violations в Индизайне


Перечисленные выше настройки уже дадут сносный результат:

Выключка по формату в Индизайне


Дальше работаем руками — двигаем строки в проблемных абзацах. Есть несколько способов:

1. Иногда достаточно изменить место переноса в каком-нибудь слове — поставить символ мягкого переноса. Чтобы слово стало неразрывным, мягкий перенос должен стоять перед первой буквой.

Мак: Command + Shift + - (дефис)
Винда: Ctrl + Shift + -

2. Если переносы не помогли, крутим трекинг от −10 до 10 единиц. Трекинг увеличивает или уменьшает все пробелы в строке: и между словами, и между буквами. На горячих клавишах у Индизайна слишком большой шаг, поэтому я ими не пользуюсь.

Плюс 20 единиц:
Option +(стрелка вправо)
Alt + →

Минус 20 единиц:
Option + ← (стрелка влево)
Alt + ←

3. Можно менять только межсловные пробелы, не трогая межбуквенные.

Плюс 20 единиц:
Command + Option + \ (бэкслеш)
Ctrl + Alt + \

Минус 20 единиц:
Command + Option + Delete
Ctrl + Alt + Backspace

4. Еще одно средство — масштабирование шрифта от 99 до 101%.

5. В сложных случаях слегка растягиваем или сужаем текстовый фрейм — не более, чем на 1–2 мм. (Этого никто не заметит.)

Изменения должны касаться всего абзаца, а не отдельных строк, потому что Индизайн «думает» об абзаце целиком и учитывает соседние строки. То есть сначала выделяем весь абзац, а потом крутим настройки.

Вгонка и выгонка строк в Индизайне


С концевыми и висячими строками также справляемся с помощью вгонки и выгонки. Концевую строку, немного не доходящую до края, втягиваем, чтобы пробел стал более внятным, либо доводим до правой границы (см. первый абзац на предыдущей картинке). О допустимости висячих строк можно долго спорить, однако в традиционной книжной верстке они запрещены.

Нельзя менять интерлиньяж и добавлять пробелы между абзацами. Как говорит Брингхерст, «такие фокусы разрушают ткань текста и... поражают книгу в самое сердце».

В конце еще раз внимательно смотрим на полосу, особенно на правый край. Проверяем правильность переносов.

Профит:

Верстка текста по формату в Индизайне


Записи по теме:
Памятка верстальщика
Выключка по формату
Выключка по левому краю
Выключка по центру

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Что я думаю об этой вашей висячей пунктуации

    На каждом курсе меня обязательно спрашивают, что я думаю о висячей пунктуации. Кто не знает, речь идет об одноименном параграфе в…

  • Что делать с обрезанными фотографиями

    На курсе у меня есть отдельная тема про верстку иллюстраций. В том числе я рассказываю, что делать, если объект на фотографии обрезан с одной или…

  • Горки текста

    Неопытные верстальщики часто не видят форму текста и не следят за ней. Распространенная ошибка — сильные скосы у рваного края. Эти скосы обычно…


  • 1
Первая ссылка битая — кавычка мешает

У вас приятный стиль изложения, почитал с удовольствием, спасибо!

А что за книжка на трех последних картинках?

Это цитата из «Основ стиля в типографике» Роберта Брингхерста.

Спасибо за "сделать слово неразрывным", не знал. И спасибо, что напомнили про H&J Violations.

У меня вопрос по настройкам. Понятно, что настройки они на то и опциональны, чтоб можно было выставить значения под свои ощущения и на самом деле под каждый шрифт. Однако, меня смущает Word Spacing и тут не поспоришь, что каждый может выбрать значение под себя. Но получается такая как бы вкусовщина. Я предполагаю, что значение 100% — самое оптимальное, которое нашел автор шрифта. По мне так очень странно, что нижнее значение всего на 5 процентов ниже. В природе, в ощущениях многое распределяется по Гауссу. И можно ввести корректировку, что слипшиеся слова читать сложнее, чем разбитые. Но не такую резкую корректировку. Ну и с практической точки зрения, я уж не знаю как там в программе это устроено, но не получится ли, что при стремлении к ста процентам, всё же в среднем получится 110.
Было бы здорово получить какие-то исследования для всех этих цифр. Лично я предпочитаю для двух вкладок ниже ±2%. Но это скорее "так повелось" и "вроде нормально".

А расскажите что вы думаете о буллитах? Мы вот тут обсуждали немного. Я про ловушку со Story > Margin Aliment
http://ru-indesign.livejournal.com/598068.html

Дизайн вообще сплошная вкусовщина. Чем дальше им занимаешься, тем меньше веришь в правила, даже самые общие. С недавнего времени я стараюсь придерживаться эмпирических методов и поверять алгебру гармонией, а не наоборот)

А «рисунок 5» можно разрывать?

Игорь, вы, наверное, давно это нашли и применяете, поэтому комментарий скорее для читателей-дизайнеров: шаг трекинга в Индизайне настраивается.

Не могу вставить картинку, поэтому:
Установки, Единицы измерения, правый нижний угол — Кернинг/трекинг.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account