nobelfaik


Блог Игоря Штанга

Доктор, мой макет не дышит!


Previous Entry Поделиться Next Entry
Левый верхний угол
nobelfaik
Мы читаем слева направо, сверху вниз, поэтому ищем начало текста в левом верхнем углу. С позиции верстки, это самая сильная точка притяжения и для текста, и для иллюстраций. Голубева в «Основах композиции» пишет: «…точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя».

Привязка к левому верхнему углу — это настройка по умолчанию. Другое расположение требует смыслового или композиционного обоснования. Отсюда многие особенности нашего восприятия верстки. Например:

Правое и нижнее поля хотят быть больше левого и верхнего

Текст начинается с левого верхнего угла, поэтому левая и верхняя границы у него четкие, а правая и нижняя — условные. При левом флаге большинство строк не дойдет до правой границы полосы набора. Если тексту не хватит объема, он не дойдет и до низа. То есть в общем случае правое и нижнее поля всегда будут больше левого и верхнего, даже если на макете они равны:


Свободное пространство справа и снизу кажется нам естественным, а иногда даже необходимым:


Вторая колонка хочет быть короче первой

Текст начинается с левого верхнего угла первой колонки, доходит до конца и переносится на вторую. До конца второй колонки его может не хватить:


Нужна веская причина, чтобы текст перескочил во вторую колонку раньше времени:


Интересно, что мы ожидаем такого же поведения и от колонок, в которые залиты разные тексты. Например, здесь у каждого свой заголовок:


Тут один текст основной, другой дополнительный. Но принцип всё равно работает:


Вторая строка хочет быть короче первой

То же самое, что и с колонками, только по горизонтали. Текст начинается от левой границы первой строки, доходит до конца и переносится на следующую строку. До конца второй строки его может не хватить. Поэтому естественно выглядят надписи, у которых первая строка длиннее второй:


Если обобщить: естественно выглядят надписи, у которых верх тяжелее низа:


Иногда текст сопротивляется:


Придется оставить как есть, переписать или перенести не по правилам:


Раз мы говорим о восприятии, то вместо слов «хорошо» и «плохо» я пишу «привычно» и «странно». Странно не всегда значит плохо. Сила «странных» решений в том, что они привлекают к себе внимание. «Странный» прием уместен, если он выполняет задачу. Если нет, лучше выбрать привычное решение.

Записи из этого журнала по тегу «статья»

  • Приводность верстки

    В первоначальном значении приводность — это совпадение строк основного текста на лицевой и оборотной сторонах листа. Такое совпадение видно на…

  • Выключка по знаку

    Три года назад я написал серию статей о выключке: по формату, по левому краю и по центру. Скоро напишу о правом флаге, а сегодня самое интересное.…

  • Подписи к трем скелетам

    Есть три способа заверстать подписи к частям иллюстрации. Нельзя сказать, что какой-то из них лучше или хуже, у каждого свои особенности. 1.…


  • 1
Даже для человека далёкого от данной темы, очень интересно и толково написано!

«Странный» прием уместен, если он выполняет задачу... Именно этого правила я всегда и стараюсь придерживаться, для себя заменяя *странный прием* на *новаторский*.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account